ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ТЕЛА В ЯСНОМ СВЕТЕ ДЛЯ ВСЕХ

Практики Смерти

http://www.voloshba.nm.ru/inoslov/svet.htm

ЦАРСКОЕ ПОСЛАНИЕ, ЯСНО ИЗЛАГАЮЩЕЕ МЕДИТАЦИЮ

НА ЯСНЫЙ СВЕТ

Намо Гуру Махакаруникайе!

О Авалокитешвара, Покровитель шести родов живых существ, взгляни своим сострадающим оком на всех нас. Друг добродетели по имени Дзондуй Джамцо просит меня дать ясное руководство по практике, которое можно применить в момент умирания. Хотя в каждом отдельном случае практики умирания нужно давать особые наставления по узнаванию Ясного Света, здесь я кратко изложу только общие принципы этого учения.

Все наставления включены в три пункта:

1) руководство по практике у Врат Смерти;

2) руководство по практике в момент умирания;

3) руководство по практике в состоянии бардо.

Руководство по практике у Врат Смерти

Итак, убедившись, что смерть скоро придет [к человеку], в лучшем случае Учитель, в среднем случае ваджрный брат или сестра, а в худшем случае просто грамотный человек пусть громко читает слова этой молитвы.

«Сейчас, когда бардо Врат Смерти проявилось для меня,

Да отброшу привязанность и жажду ко всему!

Да войду, не отвлекаясь,

В ясное памятование всех наставлений!

Да пошлю самоосознание в нерожденность

Изначального Пространства,

Оставив это тело из плоти и крови,

Собрание отдельных частей!

Да осознаю иллюзорность и непостоянство всего вокруг!»

Так сказано в коренных стихах бардо. Созерцай себя как Идама в форме Авалокитешвары и все восемь врат выхода сознания в нечистые измерения закрой с помощью мощных лучей света из слога «Хри». Представь свое тело пустым и прозрачным внутри, в центре тела, словно колонна в пустующем доме — центральный канал, нижний конец которого находится немного ниже пупка. Там, на красном лотосе и лунном диске, находится ум-энергия — сущность индивидуального сознания, в виде маленькой белой сферы энергии, готовой взлететь. Верхний конец центрального канала на макушке — это Врата Освобождения, подобные открытому окну, над которым на расстоянии одного локтя на тысячелистном лотосе и диске полной луны пребывает Коренной Учитель, воплощение Трех Драгоценностей, в образе Будды Безграничного Света — Владыки Сукхавади. Его Тело красного цвета, украшенное всеми знаками совершенства, одето в тройные одежды Дхармы и восседает в позе лотоса. В руках, сложенных в жесте созерцания, находится чаша с нектаром. Его Тело сияет, как тысячи солнц, испуская свет и лучи, и он порождает из себя совершенное измерение Великого Блаженства.

Созерцай, что Существо Мудрости и Существо Обета неразделимы, мысленно прими прибежище в его блистательном образе. Порождай Устремленность Бодхичитты намерения, думая: «Для блага всех живых существ в этом мире, да очищу сейчас проявление обыденной смерти в путь Дхармакайи и достигну состояния совершенного Будды. Да отсеку я путы обусловленности и привязанности к телу, собственности, к друзьям и родственникам»! Даже если ты привязан, освободись от необходимости сиюминутного присутствия объектов твоей привязанности. Размышляй об их непостоянстве, иллюзорности, о подобности их сну. Направь свой ум в виде капли энергии по центральному каналу и раствори его в сердце Будды Безграничного Света.

Повтори эту практику много раз, привыкая к ней. Это очень важно для начинающего духовный путь. Затем в конце визуализируй в сердце на лотосе и луне красный слог «Хри», союз ясности и пустоты, внутри хрустального яйца. Задержи свой ум на миг на этом образе. Затем пребывай в созерцании, не сосредоточивая свой ум ни на чем, лишь наблюдая сущность того, что проявляется в уме.

Если будешь так созерцать в течение месяцев или года, пока ты жив и наслаждаешься жизнью, то даже один миг такой практики имеет большую силу. Если же эту практику не делать сейчас, то, значит, ты не понял главной цели вступления на Путь! Поэтому напряги свои способности и практикуй искренне. Не беда, если ты не сможешь правильно сидеть во время смерти, следуй примеру нирваны Будды Шакьямуни и в позе спящего льва пребывай в сущности созерцания. Если страдаешь от боли, смотри прямо в сущность страдающего и думай, что через тебя освобождается боль всех живых существ.

Когда высыхает и впадает кожа — это знак погружения Земли в Воду. В этот момент появляется субъективное переживание желтого сияния. Смотри прямо в сущность желтого сияния, которая пуста, и ты обретешь Тело Великой Матери Санджей Джанма. Когда высохнет рот, впадут ноздри и втянется язык — это признак растворения элемента Воды в элементе Огня. В этот момент перед умственным взором предстанет белое сияние. Смотри прямо в сущность белого сияния, которая пуста, и ты обретешь Тело Великой Матери Мамаки. Когда стихия Огня растворяется в стихии Ветра, телесное тепло собирается от конечностей к центру тела. Перед умственным взором предстает красное сияние. Смотри прямо в пустую сущность красного света, и ты обретешь Тело Великой Матери Гой Кармо. Когда ветер растворяется, в сознании происходит последний выдох. Смотри прямо в зеленое сияние, сущность которого пуста, и ты обретешь Тело Великой Матери Дамциг Долма.

Бодхичитта в виде капли энергии собирается из макушки в сердце: внешним знаком этого является Белый Путь, подобный сиянию Луны, а внутренним знаком — субъективное переживание дыма и миражей. В это время останавливается деятельность мыслей, рожденных из Гнева, и Изначальная Мудрость Блаженства рождается на краткий миг. Смотри прямо в сущность этого состояния, не отвлекаясь ни на что, ибо чистый аспект Гнева есть Победоносный Ваджрасаттва и есть вероятность обретения Ваджрного Тела в этот момент.

Капля энергии, пребывающая на четыре пальца ниже пупка, есть сущность слога А и дакини Ваджраварахи, которая, поднимаясь вверх, растворяется в сердце. Внешним признаком этого является Красный Путь, подобный сиянию Солнца, внутренним знаком — переживание умножающихся огней и искр. В это время останавливается деятельность мыслей, рожденных от Страсти, и во второй раз рождается Изначальная Мудрость Высшего Блаженства. Прямо смотри в сущность этого состояния, стараясь сохранить его, ибо чистый аспект Страсти есть Победоносный Амитабха и есть вероятность обретения Ваджрной Речи в этот момент.

Освобождение практиков уровня Стадии Завершения

В это время те, кто медитировал на каналах и энергии, достигнут освобождения, говорится в Писании. Растворение Ветра в сознании, остановка дыхания и проявление Черного Пути происходят одновременно, и все восемь внешних сознаний останавливают свою деятельность.

Руководство по практике в момент умирания

Затем служка роняет слезу и говорит: «Старик покинул нас». А умерший не видит образов и не слышит звуков вокруг себя, тело уже его не слушается, и он лежит, уронив челюсть на грудь.

Внешним знаком этого момента является видение кромешной тьмы, как в предноволуние, внутренним знаком — переживание сознания, подобного свече внутри сосуда. В это время останавливается деятельность мыслей, рожденных от Неведения. Белая и красная капли энергии встречаются в сердечной чакре, сознание в этот миг свертывается и останавливается.

Затем в третий раз рождается Изначальная Мудрость за пределами Блаженства. Смотри прямо в сущность этого состояния, не отвлекаясь ни на что иное.

Если сумеешь завершить распознавание этого состояния, то сумеешь пребывать в таком созерцании очень долго. Если сумеешь укрепиться в этом состоянии, то проявится чистый аспект Неведения — Победоносный Будда Вайрочана, а ты обретешь состояние Ваджрного Ума всех Просветленных.

Этот способ восприятия, происходящий от слияния белой и красной капель энергии, в нечистом видении предстает как видение будущих родителей, и на мгновение проявляется то тело, которое будет обретено в будущем. Имеющие чистое видение видят божества медитации в форме яб-юм. Великий Атиша и Дакини Мудрости Мачиг Лабдон говорили, что именно в этот момент проявляются мирные и гневные божества.

Освобождение практиков уровня Стадии Зарождения

Это момент, в который освобождаются практикующие стадии зарождения, поэтому ты должен практиковать медитацию самопорождения божеством. Направь внимание на сердечный слог в центре своего тела.

Так как в это время тело уже ничего не ощущает, помощник умирающего должен позаботиться о теле усопшего. Если не завершить все необходимые действия, то усопший созерцает Ясный Свет смерти всего три раза в течение процесса умирания, а если же выполнить совершенным образом всю необходимую помощь, то это созерцание Ясного Света будет очень долгим.

Момент переноса

Практику «переноса» необходимо выполнять именно в этот момент, когда в сознании умершего естественно слились белая и красная капли энергии. Отошли этот ум-энергию вверх через отверстие Брахмы. Если не выполнить совершенным образом это «перемещение», то капля энергии неминуемо заблудится и уйдет в другие места.

Знак успеха

Белая капля энергии уйдет вниз, а красная капля переместится вверх. Если из левой ноздри (мужчины) выйдет капелька крови и чху-сер, то это знак того, что капли энергии не заблудились и после переживания Черного Пути проявился Ясный Свет Основы.

Узнавание Дхармакайи

Внешний знак — это переживание, похожее на ранний предрассветный свет, подобный ясному и чистому небу, полностью свободному от облаков. Оно проявляется субъективно, и там нет мыслей, цепляющихся за это состояние.

Это Вместерожденное Блаженство Мудрости – Махамудра — четыре раза проявляется у всех живых существ. Если сумеешь распознать его и удержаться в этом состоянии достаточно долго, то достигнешь Пробуждения, превратив свою смерть в Путь Дхармакайи. В Писании говорится, что в этот момент обретается состояние самосовершенства Трех Тел — Нерушимая Изначальная Мудрость.

Необходимость помощи в обретении этого опыта

В это время кто-нибудь должен вести вас в опыте умирания, в это время нужно распознать свое состояние и пребывать в этом узнавании. Эти наставления нужно сообщить человеку, когда он пребывает в ясном уме перед смертью. Причем не единожды, а трижды, медленно и внятно.

Растворение энергий в центральном канале

Затем, сразу после остановки дыхания нужно пережать рукой шейные артерии. Не нужно пережимать артерии, если они еще пульсируют, но как только пульс прекратился, нужно быстро и сильно пережать их. Таким образом ток энергии из каналов Рома и Кьянма обращается внутрь, а когда они начинают растворяться в центральном канале, посмертная медитация узнавания Ясного Света приходит к своему завершению.

В текстах, описывающих освобождение в бардо через слушание, сказано, что в этот момент посмертная медитация узнавания Ясного Света не может не завершиться, и это глубочайший принцип традиции Бардо Тхойдол. В традиции Сакья Пандиты сразу после прекращения пульсации шейных артерий горло перетягивают шелковым поясом. «Хотя тело не является сосудом, но горло должно быть перетянуто шелковым поясом», — разъяснял этот Учитель. Пережатие шейных артерий рукой и пережатие их шелковым поясом имеют один смысл. Пусть помощник умирающего сделает это быстро и тщательно, немного погодя после остановки дыхания.

Руководство по практике в состоянии бардо

Ознакомление умершего с Ясным Светом

Затем, когда наступает время для «Ознакомления с Ясным Светом», нельзя сразу же звать умершего по имени, ибо велика опасность того, что сознание будет притянуто к ушам и выйдет через них. После окончания Черного Пути, когда субъективно проявилась ясность, нужно действовать, как будто разжигаешь маленький и слабый огонек, поэтому умершего зовут по имени, приблизив губы к его уху. Сначала повтори три раза эти слова «Ознакомления с природой ума»:

«Сейчас тебе явлен Ясный Свет Основы,

Прошу тебя вспомни и выполняй свою практику!»

Затем трижды позови умершего по имени и скажи ему эти слова:

«Сейчас, когда в тебе угасло восприятие этой жизни,

А восприятие следующей жизни еще не пришло,

Настало время очистить смерть в Путь Дхармакайи!

Пустая и ясная сущность

Способности сознания познать самого себя

Не создана из чего-то реального, такого, как цвет и прочее.

Именно эта сущность является Самантабхадрой Яб-Юм.

Пустая сущность способности познать самого себя,

Принадлежащая твоему собственному сознанию,

Не является просто ничем.

Это — прозрачная и лучезарная ясность и осознанность,

Изначальная Мудрость способности познавать самого себя.

Именно это называют Махамудрой!

Эта сущность Махамудры есть не созданная из чего-либо пустота,

Её проявления ясности и тончайшей лучезарности

Совершенно не уничтожимы.

Именно эта неделимость и есть Дхармакайя Будды!

Ясность и пустота способности познавать самого себя,

Эти бесчисленные совокупности и пучки сияющих лучей

Называются Изначальным Буддой Неизменного Света.

Природа нашего ума изначально является Буддой,

Посмотри на собственное состояние и пребывай в нем!

Если сможешь долго пребывать в этом состоянии,

Это называют Пробуждением в Дхармакайе через смерть».

Произнеси эти слова единожды или трижды, по обстоятельствам. Так как умерший не осознает, сколько суток прошло после смерти, вы должны напомнить ему об этом в следующих словах:

«Сейчас, когда тебе явлен Ясный Свет Основы,

Не отвлекайся от практики своей посмертной медитации!»

Затем трижды позови его по имени и скажи следующее:

«Сейчас прошло … суток после твоей смерти.

Сейчас ты должен пребывать в посмертной

Медитации следующим образом…».

Напоминай об этом каждый день, ведя его через смерть к Ясному Свету.

Это были общие наставления по оказанию помощи в узнавании своей природы в посмертной медитации. Далее я даю наставления, как вести через опыт смерти того, кто не имел высокого уровня постижения и практики, но обладал сильной верой и благоговением в течение своей жизни.

Эти слова необходимо петь как песню на красивую мелодию:

«Слушай же, избранный сын благородной семьи,

В центре твоего сердца, в дхармачакре

Пребывает сущность драгоценного ума

На белом лотосе и диске солнца и луны.

Это твой добрейший коренной Учитель

В форме Совершенного Будды Ваджрадхары,

Украшенный всеми знаками Просветленного.

Он сияет лучезарным светом,

Его Тело вобрало в себя всех Пробужденных,

Он Учитель — Дхармакайя Ваджрадхара.

Природа твоего ума также неразрывно едина

С Дхармакайей всех Пробужденных.

Пусть твое сознание посмотрит само на себя,

На эту сущность пустоты,

Которая и есть истинный Учитель Дхармакайя.

Его природа — это способность проявляться,

Которая и есть истинный Учитель — Самбхогакайя.

Его энергия являет всё неуничтожимое

Разнообразие явлений,

Которое и есть истинный Учитель — Нирманакайя.

Они неразделимы и изначально пребывают в единстве,

Вот каково значение неразделимости Трех Тел.

О Драгоценный и Пробужденный Гуру,

Все пребывает неразделимо от тебя.

Постигни смысл медитации на благоговении и вере

И тогда пребудет благодать Гуру в твоем уме.

Слей воедино сознание свое и Гуру

И отдохни в безоблачного Неба синеве,

Где проявляется Основы всех явлений Ясный Свет.

Не отвлекаясь, пребывай в этом узнавании

И считай, что ты обрел эту Великую Мудрость,

Называемую Пробуждением от всех иллюзий.

Нет никого на свете счастливее, чем ты!»

Такими словами можно направить сознание умершего к посмертной медитации на Ясный Свет.

Что касается тех, что практиковал Стадию Зарождения, но не обрел никаких переживаний и прозрений, их можно направить следующими словами:

«Слушай же, избранный сын благородной семьи,

Так как твой враг Ямараджа силен,

А тело твое непостоянно,

Ты должен будешь покинуть его,

Но пока твое сознание здесь, вместе с телом,

Настало время созерцать себя как божество

Во всех одеждах и знаках совершенства,

Как божество, чей образ подобен

Отражению в зеркальной глади.

Созерцай до ясного видения мельчайших подробностей.

Созерцай его подобным радуге в небе,

Бесплотным, прозрачным и не отбрасывающим тени.

Развивай гордость ощущения себя истинным божеством,

А не просто умственное почтение к этому образу.

В драгоценном дворце, в центре тела и сознания,

На троне из лотоса, дисков солнца и луны

Пребывает коренной слог — опора твоего ума,

Сияя, как лампада в безветренную ночь.

Его форма — это лучезарная ясность,

Его сущность пуста,

Как отражение луны на глади воды.

Сосредоточься полностью на этом образе Идама,

И когда твой ум отделится от тела твоего,

Ты обретешь Тело Совершенства

Божественного Идама,

Минуя проявление в ментальном теле состояния бардо.

Ты Пробудишься, став неразделимым с этим божеством,

И обретешь реализацию Ригзина Махамудры.

Поэтому старайся как можно дольше удержать

Это состояние в посмертной медитации своей».

Повтори три раза эти слова, используя красивую мелодию, и ты наверняка поможешь умирающему обрести устойчивость в практике посмертной медитации на Ясный Свет. Если будешь ежедневно повторять умершему эти слова, то поможешь ему избежать множества ловушек и ошибок.

Йогу, не достигшему стадии однонаправленности Махамудры, прежде всего, нужно напомнить о практике в момент умирания и затем помогать ему одновременно с практикой посмертного узнавания Ясного Света преодолевать ловушки и препятствия. Скажите сначала: «Ты не должен отвлекаться от посмертной медитации!» и затем дайте ему следующие указания:

«Слушай же, избранный сын благородной семьи,

Ты умираешь сейчас, и для тебя настало время

Практиковать медитацию узнавания Ясного Света.

Пусть твое сознание посмотрит само на себя.

Ум пуст и не имеет ни формы, ни цвета,

Но он не является просто ничем,

А есть лишь самовыражение ясности.

Словно лампада из кунжутного масла в безлунную ночь,

Ум твой ярко сияет внутри.

Сосредоточься полностью на этом состоянии узнавания!

Не отвлекайся, отбрось страсть и привязанность

К опыту великого блаженства, что переживает твой ум,

Смотри внимательно на сущность пустоты ума,

Ведь именно это является сердцем Махамудры,

Практикой союза блаженства и пустоты.

Не цепляйся, как за высшую истину,

За качества ума, такие как ясность,

Способность познавать, пустота, обнаженность и прочее,

А смотри прямо в сущность [того, кто переживает],

Ведь именно это является сердцем Махамудры,

Практикой союза ясности и пустоты.

Отсеки привязанность к пустоте,

Цепляние за пустоту, не состоящую из чего-либо.

Не вмешивайся в то, что происходит в уме,

Пребывай в свежести естественного состояния.

Ты должен постараться дольше пребывать в этом состоянии,

Ведь, наконец, добился ты прямого постижения пустоты,

И если завтра твой ум покинет тело,

Ты сможешь обрести такое рождение,

Какое сам захочешь!»

После прямого постижения в медитации второй стадии практики Махамудры, называемой «вне умопостроений», нет уже необходимости проводить для умирающего «Прямое введение в узнавание природы ума». Можно ограничиться словами: «Не отвлекайся от практики!». Для обычного человека, не достигшего сущности медитации, нужно совершать перемещение сознания через произнесение священных имен Будды.

Если помощник не поможет умирающему удержать медитацию на Ясный Свет на достаточно длинней период времени, а начнет будоражить его звуками ритуальных песнопений, музыки или ритуальных благовоний, то это будет очень большой ошибкой, т. к. препятствует созерцанию. Попытки петушиться и выполнять перемещение для умершего некомпетентным человеком тождественны обузданию доброго коня седлом и уздечкой — от этого нет пользы, но и вреда тоже нет. Поэтому, если у вас есть желание продлить для умирающего его посмертную медитацию Ясного Света, или если вы не можете определить, освободился умирающий в посмертной медитации или нет, или вы не уверены, завершил умирающий свою посмертную медитацию или нет, то очень хорошо выполнять для него практику «пхова».

Эти слова произнес Карма Арага после вечерней сессии в год Коня, во второй день месяца созвездия Тхакар , а записал учение созерцатель Карма Вирья (Дзондуй Джамцо).

Сарва Мангалам!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s